ДЕТСТВО ВОЕННОЙ ПОРЫ
28 сентября 2015
Вклад уральцев в победу в Великой Отечественной войне хорошо освещён и в научной и в художественной литературе, о сыновьях и дочерях Урала сняты документальные и художественные фильмы, о героическом труде уральцев в годы войны написаны повести и рассказы. И неудивительно. В то время, когда тысячи мужчин были призваны на фронт, в тылу остались женщины, старики и дети, на плечи которых и легла основная тяжесть снабжения армии военной техникой, снаряжением, обмундированием и продовольствием.
В годы войны Урал в целом, и Свердловская область в частности, приняли сотни эшелонов с эвакуированными заводами, фабриками, театрами, музеями. Вместе с тем на Урал прибывало большое количество эвакуированных детских учреждений: детских садов, школьных и дошкольных детских домов, интернатов. Часть из них разместили в г. Ирбите, Ирбитском и Зайковском районах.
Для обеспечения армии и тыла продовольствием широко использовалась мобилизация городского населения, в т.ч. и подростков на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы. Трудились на колхозных полях и учащиеся г. Ирбита. В каждом учебном заведении организовывались трудовые отряды под руководством педагогов и пионервожатых. Отряды принимали участие в посевной, прополочной и уборочной компаниях, вырабатывали на только детскую, но зачастую и взрослую норму трудодней. Учащиеся школ и средних учебных заведений привлекались к заготовке дров, сбору лекарственных трав, металлолома, подарков для бойцов Красной Армии, выступали с концертами в госпиталях.
Участие подростков в трудовом и учебном процессах сопровождалось немалыми затруднениями: нехватка одежды и обуви, учебников, тетрадей, письменных принадлежностей. Особенно в тяжёлом положении оказались семьи, эвакуированные из прифронтовой полосы.
В деле приближения победы над врагом не оставались в стороне и дошкольники. Малыши собирали подарки для бойцов на фронт, вкладывая в них свои поделки, поздравления с праздниками, рисунки.
Педагоги общеобразовательных учреждений осуществляли не только педагогическую деятельность и руководство трудовым процессом учащихся, но и своими силами заготовляли дрова, проводили ремонт помещений, работали в подсобных хозяйствах, вели агитационную работу среди населения, помогали нуждающимся семьям.
В данную подборку вошли документы из фондов ГКУСО «Государственный архив в г. Ирбите», рассказывающие, с какими трудностями добирались эвакуированные детские дома на Урал и как местные власти помогали в их размещении по прибытии на место, а также раскрывающие вклад школьников г. Ирбита в улучшение продовольственного снабжения армии и тыла в 1942-1943 гг. и роль педагогов в организации быта и жизни детей в одном из дошкольных учреждений г. Ирбита.
Тексты документов переданы в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации, с сохранением стилистических особенностей подлинников. Восстановленные части слов в тексте документов воспроизведены в квадратных скобках. Все документы публикуются впервые.
№ 1
Из выступления
директора Килачёвского детского дома
в честь 12-летия детского дома
[1953 год]
В небольшом украинском городе Путивле до войны был детский дом, в котором жило 143 человека детей. Детский дом был хороший, богатый, вокруг детского дома был прекрасный сад. Дети жили дружной семьёй, хорошо учились. Одни мечтали быть инженерами, другие врачами, третьи офицерами, четвёртые шофёрами, пятые – агрономами, шестые – садоводами и т.д.
Но вероломное нападение фашистских извергов прервало мирный труд советских людей и мирную, счастливую жизнь советских детей. Враг, собрав огромные силы, рвался в глубь нашей страны, бомбил в тылу наши мирные города и сёла.
В оккупированных районах враги уничтожали сотни тысяч людей, увозили их на каторгу в Германию. Людоеды не щадили ни детей, ни стариков.
В конце августа месяца немецкие фашисты стали подходить к г. Путивлю, стали его бомбить и разрушили ж[елезно]/д[орожную] станцию. Большинство коммунистов, комсомольцев, рабочих и служащих г. Путивля ушло в ряды Кр[асной] Армии, чтобы защищать Родину. Оставшиеся в городе коммунисты при приближении врага ушли в леса и под руководством Сидора Артемьевича Ковпака, работавшего в то время председателем Путивльского горисполкома, организовали партизанский отряд, чтобы в тылу бить немецких захватчиков.
Часть ценного оборудования фабрик в Путивле было вывезено, что невозможно было вывезти – было уничтожено.
Необходимо было спасать детей детского дома. Кроме того, в Путивле было привезено из разбомблённого ранее эшелона детей от года до 3 лет. Их тоже надо было спасать.
Было дано распоряжение подготовить детский дом к эвакуации и вместе с детским домом вывезти 20 малышей. Так как по ж[елезной]/д[ороге] ехать было нельзя, было приказано ехать на лошадях. В городе было собрано 32 лошади. Погрузка в основном была закончена к вечеру 29 августа, но выехать не успели. Ночью какие-то люди растащили часть продуктов с возов, а 30/VIII немецкие самолёты бомбили город.
В ночь на 31 августа 163 человека детей выехали на восток по направлению в областной город Сумы. Ехали ночами, днём укрывались в небольших лесах. Ехать пришлось глухими деревнями, просёлочными дорогами, тихо. Всего пробирались в Сумы 15 суток. В пути наехали ещё на один детский дом и поехали вместе.
По прибытию в Сумы областные организации немедленно выделили для 2-х детских домов 3 пассажирских вагона и в ночь с 15 на 16 сентября началась погрузка в вагоны. Погода стояла дождливая, а немцы ночью с самолётов бомбили станцию и были в 50-60 км от города.
По ж[елезной]/д[ороге] ехать было так же трудно, т.к. станции были забиты вагонами: с запада эвакуировали фабрики, заводы, людей, с фронта – раненых, а на фронт – военные эшелоны, продукты, боеприпасы и т.д. Немцы бомбили станции, бомбили поезда на ходу.
Эти три вагона с 2-мя детскими домами были прицеплены к эшелону, который шёл на Урал. Ехали медленно: на некоторых станциях стояли по 10-12 часов. По дороге не хватало продуктов, завелись вши.
Когда эшелон прибыл в Свердловск, то всех встретили и после встречи направили на ст[анцию] Худяково в Зайково. Здесь к приёму детей были подготовлены помещения в Пьянково, Килачёво и Стриганке. 2 детских дома разделили на 3.
Приехавшим детям на Урал было трудно: наступала суровая уральская зима, у них не было валенок, они не знали русского языка. Пришлось всю зиму ходить в школу в ботинках, в летних пальто, без варежек.
Дети Килачёвского д[етского] дома были размещены в 2-х помещениях: деревянном и каменном, не было никакой столовой, п[одсобного] х-ва, мебели, посуды, не было коек.
Большую помощь в налаживании нормальной жизни детского дома оказали местные организации и население Килачёво. Сельский совет, колхоз, Красногвард[ейский] мет[алло]-пр[окатный] завод и другие организации дали детскому дому скамейки, сделали топчаны, столы, сложили печь для кухни, помогли в сборе посуды, население шили бельё, мыли детей и т.д.
Несмотря на величайшие трудности военного времени все дети были спасены от истребления врагами и от голодной смерти.
…
ГКУСО «ГА в г. Ирбите». Ф. Р-826. Оп.1-л. Д. 1. ЛЛ.1-3. Рукопись. Подлинник.
№ 2
Из «Приказов Киргинского детского дома по личному составу
рабочих и служащих за 1945-1947 гг.»
ПРИКАЗ № 30
В связи с реэвакуацией в Ленинград освободить с 1-го Июля 1945 г. от работы:
1) завуча Прилуцкую; 2) воспитателей Колтухину Н.Н., Кучинскую К.Л.; 3) ночных нянь Менц А.А. и Долматову Е.М. и 4) кастеляншу Иванову.
Подпись
ПРИКАЗ № 31
За огромную работу проведённую по восстановлению детского дома выношу горячую благодарность коллективу сотрудников, честно не считаясь ни с чем выполнявшие свои обязанности.
Подпись
ГКУСО «Га в г. Ирбите». Ф. Р-826. Оп.1-л. Д. 76. Л.10(об). Рукопись. Подлинник.
№ 3
Отчёт
об итогах участия школьников и учителей школ города Ирбита
Свердловской области на сельскохозяйственных работах в 1942 году.
Школьники и учителя школ города Ирбита в трудные для Родины минуты, когда полчища гитлеровских фашистских войск напали на нашу Советскую страну, грудью встали на защиту своей Родины. Задача школы: «Воспитать в детях безграничную любовь к Социалистической Родине, боевую готовность защиты Отечества в суровые его минуты жизни», воплотилась в патриотические дела школьников и учителей. Если в прошлом году летняя работа школьников носила эпизодический характер, то в нынешнем 1942 году школа не прекратила в период лета работу с детьми, а планово и настойчиво претворяла в практике летней работы осуществление задачи воспитания и образования детей в общественно полезном труде.
В процессе труда проявили дети настойчивость, непреклонную волю, упорство в труде, умение бороться с трудностями, упорно и настойчиво преодолевать препятствия, отдавать все силы, жертвовать собой в помощь фронту.
Вся летняя работа школьников была подчинена большому патриотическому делу – взрастить и собрать обильный урожай в колхозах и подсобных хозяйствах школ, дать обилие продуктов питания для нашей доблестной Красной Армии, помочь выполнить первомайский приказ т[оварища] Сталина, обеспечить полный разгром германских немецко-фашистских войск в 1942 году.
Детвора Ирбита после окончания учебного года организованно вышла на колхозные поля и с большим воодушевлением выполняла весь цикл с[ель]хоз. работ до полной уборки зерновых и картофеля.
Наши школьники и учителя работали организованно школьными отрядами в 26 колхозах Ирбитского и Краснополянского районов Свердловской области, в 4х крупных подсобны хозяйствах заводов города, подсобном хоз[яйст]ве межрайторга, 3х подсобных хозяйствах детских домов и 6ти подсобных хозяйствах своих школ.
Учащиеся 6-10 классов наших школ были организованы в 39 школьных отрядах с охватом 668 человек, со школьными отрядами детей работало 74 учителя, из них руководителями 39 учителей. Одиночками, детей семей колхозников из 5-10 классов работало в колхозах 388 школьников и 12 учителей.
Всего было занято работой в колхозах учащихся 5-10 классов 1056 человек и учителей 86 человек. Большинство детей впервые работали в с[ельско]/хозяйств[енном] труде, но несмотря на это, дети выполняли и перевыполняли нормы выработки взрослых и быстро освоили каждый цикл с[ельско]/хозяйств[енного] труда.
За летний период с 23/VI по 5/Х-1942 г. выработали 118840 трудодней, в среднем на каждого работающего 104 трудодня. Объем проделанной работы школьниками и учителями школ города Ирбита в колхозах где они работали, так характеризуется районными организациями Ирбитского и Краснополянского районов: весенняя и озимая вспашка произведена школьниками на 30%, бороньба всей вспашки на 70% произведена школьниками, прополка зернобобовых двух разовая была произведена на 80% школьниками, прополка кормовых и технических культур, сахарной свеклы и кок-сагыза, эта трудоемкая работа проведена школьниками на 100%. Прополка и окучивание картофеля, сенокошение, уборка сена, зернобобовых, картофеля, льна, конопли, уборка овощей произведена школьниками на 40%, силосование, заготовка веточного корма, сбор колосьев производилось только школьниками1. Удельный вес труда школьников в полевых работах неизмеримо велик и это дало возможность освоить проведение всех с[ельско]/хоз[яйственных] работ в колхозах на значительно большей площади, чем в прошлые годы и значительно в более сжатые сроки при меньшем количестве взрослых рабочих рук. Об этом говорят факты работы школьников во всех колхозах наших районов, например, из опыта работы шк[олы] № 2 в колхозах Гаевского с[ельского]/совета Ирбитского района, из опыта работы 10й школы в колхозах Кирилловского и Шмаковского с с[ельского]/совета, из опыта работы школы № 1 в колхозах Ницинского с/с Ирбитского р[айо]на и работы школы № 12 и № 4 в колхозах Харловского с[ельского]/с[овета] Краснополянского района.
Учащимися и учителями в помощь колхозам, за весь летний период: собрано 18 тонн золы, 8 тонн птичьего помета, вывезено 3457 возов навоза, собрано 12 тонн срезов картофеля, работало борноволоками 86 уч[ащих]ся, пахарями 57 уч[ащих]ся, трактористами 2 человека, прополото зерновых 964 га, окучено и прополото картофеля 242 га, убрано сена 336 га, застоговано сена 786 тонн, прополото технических культур 12 га, кормовых культур 36 га, прополото овощей 32 га, засилосовано кормов 750 тонн, убрано зерновых 492 га, убрано льна и конопли 16 га, заготовлено веточного корма 4 тонны, собрано колосьев 5,6 тонны, убрано картофеля 124 тонны, выкопано под овощехранилища 1250 тонн, работало комбайнерами 7 человек, прицепщиками 18 уч[ащих]ся, работали агитаторами уч[ащие]ся комсомольцы в полеводческих бригадах колхозников 38 человек. Председатели колхозов и колхозники тепло встречали школьников и учителей, проявляя большую заботу о детях, создавали все условия для нормальной работы школьников, вновь оборудовали для них общежития, устраивали столовые и обеспечивали вполне достаточное питание детям. В результате труда при твердом режиме дня и достаточным нормам питания дети физически окрепли, выросли, прибавили в весе и приобрели широкий кругозор знаний в разрешении жизненно-практических навыков с[ельского]/хозяйственного труда и быта .
Труд школьников и учителей не ограничивался только работами в колхозах. Наши школьники провели большую работу в подсобных хозяйствах и пришкольных участках по изучению морфологии, систематики, анатомии, физиологии растений, по яровизации, подкормке, прививке огородных растений, напр[имер] школа № 2, школа № 1, школа № 10, школа № 12 провели на пришкольных участках ряд научно-поставленных опытов.
________________
1 Здесь и далее в тексте оригинала перечеркнуто.
Шесть школ города Ирбита, из них 4 средних школы, и 2 неполно-средних школы засеяли 24 га, из них зерновыми культурами 9 га, картофеля 8 га, овощей 7 га. Вся площадь посева пришкольных участков обработана силами коллективов школ, посадка, уход и уборка урожая произведена школьниками. Получили урожай с 24 га: зернобобовых 27 тонн, картофеля 56 тонн, капусты 28 тонн, овощей 12 тонн. Картофель и овощи 40 тонн вынесли с полей в овощехранилища школьники и учителя на руках. Урожай с пришкольных участков является большим вкладом труда детей в питательные ресурсы страны, это все заложено для горячих завтраков школьников. Горячие завтраки организованы с 1го сентября при всех школах города.
Школьники - воспитанники детских домов в колич[ест]ве 940 человек с коллективами воспитателей и работников Д[етских]/домов освоили своим трудом, начиная с весеннего сева и кончая полной уборкой зерновых, картофеля, овощей 167 га посева.
Дети героически трудились на своих подсобных хозяйствах, любовно ухаживали за каждым растением и в результате своего труда собрали картофеля 212 тонн, овощей 73 тонны, зернобобовых 289 тонн, этот большой вклад детского труда школьников – воспитанников д[етских]/домов, превращенный в питательные ресурсы обеспечивает полностью питание детей детских домов г. Ирбита.
96 тонн картофеля и 73 тонны капусты вынесли воспитании с поля в овощехранилища на своих руках. Школьники младших классов 1х – 5х собрали лекарственных трав 1648 кг, лекарственных ягод 7060 кг, грибов собрано 6 тонн, занято было сбором лекарственного сырья 1230 уч[ащих]ся.
Работали учащиеся и на заводах, где в течение лета заработано ими 12420 рабочих дней, многие школьники перевыполняли нормы и давали 200-300 и 500% выработки.
Труд действительно явился главным фактором воспитывающим патриотизм в детях, упорство и настойчивость в преодолении трудностей и осознание цели – все для фронта. В школьных отрядах регулярно проводились тематические политинформации, доклады о международном положении, о сводках информбюро, о зверствах чинимых гитлеровцами в наших оккупированных районах. Проводились совместные собрания колхозников и уч[ащих]ся по вопросам организации труда, сроках уборки и проведения с[ельско]/х[озяйственных] работ в колхозе, ставили вопросы дисциплины труда, режима дня детей.
Было организовано 8 библиотек передвижек (по школе № 2 – 3 библиотеки, школа № 10 – 2 библиотеки и др.). По линии горОНО2 было организовано 77 фотовыставок. Проведено докладов для уч[ащих]ся 48, бесед по агротехнике растений 56, выпущено стенгазет 24, боевых листков – 17,собраний со школьными отрядами – 27. Читка газет была ежедневно в школьных отрядах. Проведение политико-массовой работы способствовало лучшей организации школьников и учителей на с с[ельско].хоз[яйственных] работах, и как результат было то, что каждый школьник выполнял и перевыполнял нормы выработки взрослого.
________________
2 ГорОНО – городского отдела народного образования
Наши школьники имеют отличные отзывы о проделанной работе в колхозах. За хорошую работу, за высокие показатели в количестве трудодней и широко развернутую политико-массовую работу Свердловский облисполком депутатов трудящихся присудил Красное знамя Ирбитским школьникам, Ирбитский райисполком депутатов трудящихся занес на районную доску почета за лучшее проведение с[ельско/]хозяйственных работ вторую среднюю школу, 10 среднюю школу, 1ю среднюю школу и директоров данных школ т[оварищ] Челпанову Т.А., т[оварищ] Шачкову Т.В. и т[оварищ] Капелько А.П.
За хорошее руководство школьными отрядами и личный самоотверженный труд объявлена благодарность и занесены на районную доску почета учителя:
Харькова О.М. (10 средняя школа)
Малкова Н.М. (2я средняя школа)
Фуфаева Т.Г. (2я средняя школа)
Мосина А.В. (12 средняя школа)
Спицина А.Е. (12 средняя школа)
Лапина В.Г. (2 средняя школа)
Пущина А.Ф. (4 неп[олная] сред[няя] шк[ола])
Скрипченко - « - « - « - « -
Кайгородова З.А. (1я средняя шк[ола])
Голенищева Е.И. ( - « - « - « - « -)
За высокую производительность труда, систематическое перевыполнение норм выработки занесены на районную доску почёта особо-отличившиеся учащиеся – 45 чел.3.
Тюстина Саша
Тюстина Клава
Киселев Коля
Лежнев Ваня
Баскаков Ваня 2 я средняя школа
Тощиев Юра
Петров Коля
Сосновских Люба
Устинов Коля 12 средняя школа
Епифанов Юра 1я средняя школа
Кузнецова Рита
Баунштейн
Кандалов Витя
Меркурьева Валя 4я неполно-средняя школа
Соболев Боря
Викторов Боря
Тюстина Оля
Орлова Валя 10 средняя школа
Василькова Тася
__________________
3 Вписано карандашом.
Вынесена благодарность 14 школьным отрядам от правления колхозов:
1. Школьному отряду школы № 2 – руководила учитель и старший пионер-вожатый т[оварищ] Малкова Н.М.
2. Школьному отряду школы № 2 – руководила учитель-комсомолец т[оварищ] Фуфаева А.Г.
3. Школьному отряду школы № 2 – руководила учитель и председатель МК4 школы Лапина В.Г.
4. Школьному отряду школы № 1 – руков[одитель] старший пионервожатый школы Кайгородова Э.А.
5. Школьному отряду шк[олы] № 10 – руков[одитель] учитель Харькова О.М.
6. Школьному отряду шк[олы] № 10 – руководила учитель физики Никитина Н.И.
7. Шк[ольному] отряду шк[олы] № 10 – учитель Сашина.
8. Школьному отряду школы № 12 – руководила т[оварищ] Спицина А.Е. – учитель математики.
9. Школьному отряду шк[олы] № 12 – руководила т[оварищ] Мосина А.В. – учитель истории.
10. Школьному отряду школы № 4 – руководитель т[оварищ] Пущина А.Ф., председатель МК школы, учитель истории.
11. Школьному отряду школы № 4 – руководитель Скрипченко.
12. Школьному отряду школы № 3 – учительница нач[альных] кл[ассов] Ю. Ялунина, комсомолец.
13. Школьному отряду д[етского]/дома № 4 т[оварищ] Аверкиевой, воспитатель-комсомолец.
14. Школьному отряду школы № 12 – учитель Слоним А.А.
Премированы денежной премией 2 школьных отряда школы № 2 - Малковой Н.М. – 500 рублей и школы № 10 Харьковой – 700 рублей от правления колхозов. Премированы уч[ащие]ся 2й сред[ней] школы материальными подарками от администрации школы – одеждой и обувью.
Вынесена благодарность от правлений колхозов за отличное выполнение с[ель]хоз. работ и высокую организованность в труде 196 учащихся школ города, например Белоусовой, уч[ени]це 6 кл[асса], пионерка 1 ср[едней] шк[олы], Винокур Володе, ученику 7 класса, пионер 1 ср[едней] шк[олы], Киселеву Коле – ученику 6 класса – пионер, Бессоновой Тоне – уч[ени]це 9 класса, комсомолка, Чиновой Гуте – 9 класс, комсомолка 2й сред[ней] школы, Тюстиной Оле – 10я школа и многим другим.
В деле организации уч[ащих]ся и учителей школ города Ирбита на с[ельско] хозяйственные работы большую работу провели горком ВКП(б)5, горком комсомола и горОНО. Лично занимались вопросами организации школьников на с[ель].хоз. работах секретарь горкома ВКП(б) т[оварищ] Кротский Н.М. и секретарь горкома ВКП(б) т[оварищ] Челпанов И.П. Тов[арищ] Челпанов И.П. сам лично бывал среди школьных отрядов, провел с детьми ряд бесед, провел ряд бесед с руководителями школ, учителями; вся работа шла под непосредственным руководством Челпанова И.П.
____________________
4 МК – Местного комитета
5 Горком ВКП(б) – Городской комитет Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)
Горком комсомола в лице секретаря горкома ВЛКСМ6 т[оварищем] Прокопенко В.Т. и зав. учетом ВЛКСМ т[оварищем] Юнг Е.К., проведена большая работа среди комсомольцев и пионеров школьников по культурной и политико-массовой работе, они провели ряд совещаний с комсоргами школьных отрядов и с агитаторами комсомольцами; тов[арищ] Прокопенко В.Г. сама лично была в школьных отрядах.
По линии горОНО было проведено 6 совещаний учителей, директоров школ, руководителей колхозов и актива уч-ся по вопросам:
планирование работы школьников, организации труда, режима дня, об итогах работы в 1й, 2й, 3й месяцы по с[ельскому] хозяйству.
Проверялась работа школьников регулярно в месяц 2 раза. Проведен с учителями семинар по с[ельскому] хоз[яйст]ву. Проведен семинар с бригадирами школьных отрядов. Проведено обследование пришкольных участков каждой школы 5 раз.
Большую работу по определению школьников школ города на с[ель].хозяйственные работы в колхозы, по приему детей в колхозы провели районные организации Ирбитского района. Лично занимались организацией труда детей в колхозах председатель Ирбитского райсовета т[оварищ] Малеев И.С. и секретарь Ирбитского райкома ВКП(б) т[оварищ] Паршуков А.П. и т[оварищ] Давыдов.
Большую заботу о детях в колхозах проявили председатели колхозов, особенно чутко по-отцовски относились к детям за весь период работы детей в колхозах: председатель колхоза им[ени] Тельмана тов[арищ] Аникин П.Н., председатель колхоза «Страна Советов» Кирилловского с[ельского]/с[овета] т[оварищ] Зырянов Ф.Г., председатель колхоза им[ени] Димитрова Гаевского с/совета т[оварищ] Буньков С.С., председатель колхоза Харловского с[ельского] /совета Краснополянского района. Большую любовь, уважение проявляли и колхозники к детям. Колхозники любили детей за их бодрость, веселье и энергичный детский труд, часто были случаи, когда колхозники желали иметь школьный отряд на совместном участке работы, любили беседовать со школьниками на темы текущих событий, любили слушать чтение газет, а больше того все колхозники ощущали долю труда детей и колхозники при окончательном уходе детей из колхозов просили школьный отряд закрепиться на работу в колхоз и на будущий год и оформили соглашение работать на будущий год только в данном колхозе.
Уходя, школьники получили частичный расчет за свой труд от правления колхозов, например, школьники 10 средней школы получили по 10 кг пшеничной муки каждый, школьники школы № 2 – 50 кг картофеля. После окончания полевых работ 5 школьных отрядов закрепились для работ на будущий год в тех колхозах, где они работали.
_____________
6 Горком ВЛКСМ – Городской комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи
Оплата труда школьников будет производиться по окончании отчетного года и каждый школьник получит за свои трудодни заработанное себе лично, а школа за помощь, оказанную колхозам за лето получат взаимную помощь от колхозов в вывозке топлива к школам зимой.
Секретарь горкома ВКП(б) Челпанов
Зав. Ирбитским горОНО Набоких
Секретарь горкома ВЛКСМ Прокопенко
4/Х-42 г.
ГКУСО «ГА в г. Ирбите». Ф. Р-514. Оп.1. Д. 8. ЛЛ. 138-143.
Подлинник. Машинопись.
№ 4
Итоги
участия учителей и учащихся
в сельхозработах колхозов в 1943 году г. Ирбита на 15/VIII 1943 года
I. Общее количество учителей 162 человека, учащихся 3965, в том числе учащихся начальных классов 2433 человека.
II. Количество школьных отрядов 18, в них работает школьников 502 человека,
учителей 48 человек.
III. Выработано трудодней школьниками на сельхозработах 21247.
Выработано трудодней учителями на сельхозработах 2650. Всего выработано
трудодней в колхозах на 15/VIII школьниками учителями города 23897.
IV. На пришкольном участке работает 17 учителей.
На пришкольном участке работает 152 школьника.
Выработано человеко-дней на пришкольном участке 9200.
V. Работает по сбору лексырья дикорастущих растений, ягод, грибов 308 учащихся и 16 учителей.
Собрано лексырья 1718 кгр
дикорастущих 3 тонны
ягод и грибов 1500 кгр
Выработано человекодней по сбору лексырья, дикорастущих, ягод и грибов
15367 человекодней.
VI. Итоги по отдельным школам:
1. а/ Лучшие показатели имеет школа № 2 города Ирбита, директор т[оварищ] Челпанова Тамара Алексеевна, секретарь комсомольской организации т[оварищ] Фуфаева.
б/ Общее количество учителей в школе № 2 – 21 человек, учащихся 522 человека, в том числе учащихся начальных классов 270 человек.
Работают школьники школы № 2 в колхозах Ирбитского района с 15 июня.
Всего 4 школьных отряда, в них 122 школьника, на пришкольном участке 37 учащихся и по сбору лексырья 38 человек.
в/ Выработано трудодней в колхозах 6690, в среднем на каждого школьника 62,4
трудодня; на пришкольном участке 2770 человекодней, в среднем на ученика по 47,9 трудодня, по сбору лексырья 1440 человекодней, в среднем на ученика по 42 дня.
г/ Качество работы в колхозе отличное, дети перевыполняют нормы взрослого, работают дружно, организованно. На пришкольном участке образцово проводят агротехнику всех выращиваемых культур, особенно сахарной свеклы, помидор, огурцов и проводят научные опыты по программе ботаники.
д/ В каждом школьном отряде организована комсомольская группа или пионерское звено. Регулярно проводят читку газет, беседы, выпущено по 4 боевых листка. Вечерами проводят массовые игры, купания, физзарядку, соблюдая режим рабочего дня.
е/ Дисциплина уч[ащих]ся 2ой школы отличная, сознательная, установленный режим выполняют точно. Личная гигиена хорошая, питание и бытовое обслуживание со стороны колхозов хорошее. Школа № 2 работает в колхозах Гаевского с[ельского]/совета уже третий год. Колхозники любят детей и ценят труд детей, проявляют заботу о детях. Колхоз «Димитрова» выделил временно школе, за взаимную им помощь школой, лошадь для возки топлива к школе.
2. а/ Средняя школа № 10 города Ирбита директор Шачкова Тамара Васильевна, секретарь комсомольской организации Гребельская Алла.
б/ Всего учителей 20, учащихся 506, в том числе учащихся начальных классов 246 человек. Работают в колхозах Ирбитского района с 6 июля. Всего работает 3 школьных отряда, в них уч[ащих]ся 117 человек. На пришкольном участке 36 человек, по сбору лексырья 53 человека.
Выработано трудодней в колхозах 3694, в среднем на ученика 31 трудодень, на пришкольном участке 2150 человекодней, по сбору лексырья 1829 человекодней.
Качество работы в колхозах отличное, дисциплина отличная, режим дня строго соблюдают. Работают организованно, дружно. Гигиена детей хорошая. Питание и бытовое обслуживание детей со стороны колхозов хорошее. Школа работает в колхозах Кирилловского и Шмаковского с[ельского]/советов Ирбитского района второй год. Колхозники высоко оценивают труд детей и проявляют заботу о детях.
VII Лучшие школьные отряды:
1/ Школьный отряд учителя-комсомольца Фуфаевой Т.Г. 2ой средней школы города Ирбита, т[оварищ] Фуфаева является секретарем комсомольской организации школы № 2, ее отряд мальчиков 27 человек 5-10 классов. Ее отряд выработал 1392 трудодня, в среднем на ученика 67 трудодней.
2/ Школьный отряд старшего пионервожатого школы № 2 т[оварищ] Олюниной состоит из 26 школьников 5-7 классов-девочек, выработал 1092 трудодня, в среднем по 42 трудодня на ученика. Дети работая, проводят работу культурно-массовую среди колхозников.
3/ Школьный отряд средней школы № 10 города Ирбита, где руководитель учитель истории т[оварищ] Перельштейн Розалия Карловна. В отряде 35 уч[ащих]ся 5-7 классов, работают в колхозах с 6 июля, в среднем выработали по 42 трудодня каждый, перевыполняют нормы взрослого.
4/ Школьный отряд средней школы № 10 г. Ирбита учителя физики Никитиной Н.И. состоит из 22 человек девочек 6-9 классов. Работают в колхозе «Страна Советов» Ирбитского района второй год. На 15 августа с 15 июля выработали в среднем на ученика по 34 трудодня. Хорошо организован трудовой режим дня и быт детей.
5/ Школьный отряд средней школы № 1 города Ирбита, где руководителем отряда секретарь комсомольской организации школы ученица 10го класса Ковалина Тоня. Ее отряд состоит их 16 человек уч[ащих]ся 6-8 классов. Работают в колхозе «Красный борец» Шмаковского с[ельского]/совета Ирбитского района. Выработали с 15 июля по 15 августа 578 трудодней, в среднем на каждого ученика по 36 трудодней. Создана комсомольская организация. Хорошо организован труд и быт детей. Ведут массовую работу среди колхозников.
VIII Лучшие уч[ащие]ся, отлично работающие на с[ель]/хоз. работах в колхозах:
1. Смирнов Игорь - пионер 5 класса 2ой школы – 200 трудодней,
2. Колотовкина Анна Ильинична – пионер 7 класса 2ой школы – 129 трудодней,
3. Лоц Аркадий – ученик 2ой школы 7 класса, пионер – 57 трудодней,
4. Тюстин Павел - ученик 2ой школы 6 класса, пионер – 56 трудодней,
5. Басс Юрий - ученик 9 класса 10ой школы учетчик тракторной бригады – 76 трудодней,
6. Кирилова Ал[ексан]дра - ученица 10ой школы весовщик на комбайне, комсомолка – выработала 72 трудодня,
7. Тимошевич Броня - ученица 4го класса 10ой школы, пионерка, выработала 37 трудодней,
8. Байдакова Ира - ученица 6 класса 4ой НСШ1, выработала 36,5 трудодня с 12/VII по 15/VIII,
9. Смирная Ал[ксан]дра - ученица 6 класса 4ой НСШ, выработала 36,5 трудодня с 12/VII по 15/VIII,
10. Габдулина – уч[ени]ца 7 класса 4ой НСШ – 43 трудодня.
ГКУСО «ГА в г. Ирбите». Ф. Р-514. Оп.1. Д. 6. ЛЛ. 84-88. Подлинник. Рукопись.
______________
1 НСШ – неполной средней школы
№ 5
Новогодний отчет д[етского]/сада № 8
т[оварищу] Сталину
1942 год.
Подводя итоги выполнения обязательств в новогоднем письме к т[оварищу] Сталину мы работники д[етского]/сада можем сказать о том, что мы работали не считаясь со временем, думали только о том, чтобы сохранить здоровье детей, создать для них такие условия, при которых бы дети не чувствовали тяжести войны, что отцы их будучи на фронте, могли быть спокойны, а матери, заменившие у станков своих мужей, выполняли бы работу с удвоенной силой.
Прошёл год наитяжелейшей работы с детьми. Дети подросли, их патриотические чувства проявляются в высказываниях: «Я пойду на фронт убивать фашистов, они папе руку ранили», - говорит 3х-летний карапуз Даня Веремейкин. «Я буду, как сапер Ребров, таким же смелым» - говорит Вова К., прослушавши рассказ «Сапер Ребров» и потом в продолжении нескольких дней организовал творческие игры, отражая в них содержание рассказа. В разговоре о сообщениях по радио о продвижении советских войск на Сталинградском фронте Марик К. сказал: «Сколько немцы не бьются, а победа будет за нами».
Дети с большим вниманием относились к посылке подарков на фронт. Приносили свои любимые открытки, рисунки, несли мешочки, кисетики, платочки, сопровождая эти посылки теплыми письмами к бойцам. При сборе денег на танковую колонную «Свердловский комсомолец» Сережа У. принес свои сбережения, которые ему дала мама, для приобретения игрушки: «Пусть мои деньги тоже пойдут на построение танка», скромно сказал Сережа, передавая деньги своей воспитательнице. Много хороших пожеланий послали дети в своих письмах к папам на фронт, поздравляя их с новым годом.
Особое внимание было уделено детям мобилизованных в ряды РККА1 и эвакуированным. В семьях их проведено 2 елки с охватом 20 челов[ек]. Было оказана помощь нуждающимся матерям, в пошивке, починке, стирке белья для детей и купании их в д[етском]/саду.
Проводились читки газет и беседы в семьях малограмотных. В подшефных колхозах д[етских]/садах велась систематическая работа. Раз в м[еся]ц проводились выезды с показом кукольного и теневого театров. Было посещение колхозными детьми д[етского]/сада в городе. Давались практические указания по метод[ической] работе в д[етском]/саду. Силами сотрудников обработано 1½ га земли, собрано 4½ тонны картофеля, ½ тоны капусты, 100 кг свеклы, 30 кг моркови.
Весь ремонт д[етского]/сада проведен к сроку. Дет[ский] сад имел полную укомплектованность и 100% посещаемость в течении всего года. Недостаточно выполнена работа по озеленению д/участка.
________________
1 РККА – Рабоче-Крестьянской Красной армии.
В предстоящем 1943 году немало надо потрудиться, чтобы выполнить великие задачи, стоящие перед нами. Подписывая новогодний отчет т[оварищу] Сталину, мы берем на себя следующие обязательства:
1. расширить подсобное х[озяйст]во
а/ увеличить посевную площадь до 3х га
б/ приобрести 3х свиней
в/ обеспечить кормом имеющийся скот.
2. Помочь рабочей силой в посевную и уборочную кампаниях.
3. Провести необходимый текущий ремонт в д[етском]/саду.
4. Больше уделять внимания физич[ескому] воспит[анию] детей.
а/ усилить питание
б/ проводить закаливание д[етского]/организма путем длительного пребывания на воздухе
в/ проводить профилактические мероприятия, охраняя здоровье детей.
5. Использовать все художественные материалы для воспитания в детях советского патриотизма, любви к Родине, к вождям и героям.
6. Уделить больше внимания детям, отцы которых в рядах РККА и эвакуированных.
7. Систематически оказывать практическую помощь подшефным детплощадкам.
Воспитат[атель]: Г. Поянкова завхоз Садовникова
Техничка Конева
Прачки Шушарина, /неразборчиво/
Счетовод подпись
Технич[ки] Белобородова /неразборчиво/, Щапова
Восп[итатели] Трубина, /неразборчиво/, Фролова
Винокур, Третьякова, Потапова, Шушарина.
ГКУСО «ГА в г. Ирбите». Ф. Р-514. Оп.1. Д. 3. ЛЛ. 30-32. Подлинник. Рукопись.
Свежие публикации данной категории
14 ноября Памяти краеведа и педагога
12 ноября Ирбит автомобильный?
22 октября МЫ НИЗКО КЛАНЯЕМСЯ ВАМ...
9 сентября До встречи на Ирбитской ярмарке - 2025!
3 сентября "Детские дома как форма борьбы с беспризорностью в городе Ирбите в первые годы Советской власти"
29 августа Наследие семьи Пахомовых
26 августа Чтим и помним!
4 июля Легендарный Маршал в жизни старинного города
2 июля Последняя война империи