Об организации елки
7 октября 2011
АРХИВАРИУС
После революции 1917 года перед советским правительством встала проблема не только политического, но и идеологического воспитания. Прежде всего это касалось подрастающего поколения. Религиозные праздники хоть и не были запрещены, но в жизнь активно проводились праздники новые – революционные. Однако одни из самых почитаемых и любимых праздников как взрослых, так и детей – Рождество и Новый год ни отменить, ни запретить было невозможно.
Разработано и распространено подотделом соцвос (социального воспитания) Ирбитского отдела народного просвещения в декабре 1921 года.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕЛКИ
С выселением религиозного культа из стен школы в силу известной последовательности необходимо порвать школе связь с праздниками религиозно-окрашенными. Для сознательного элемента общества традиционные праздники давно являются пережитками, а в жизни детей они никогда не играли роли, тем легче порвать связь с ними. Правда в жизни детей имел значение один праздник культа – Рождество. С этим праздником была связана «Рождественская елка». Поэтичный праздник «елки» удалить из жизни детей невозможно, но порвать сеть этого детского праздника с культом необходимо. Поэтому организация елки как детского праздника желательна, но никоим образом не должен совпадать с праздником церковного Рождества, а потому все, начиная с внешности елки /ее убранства игрушками/, кончая содержанием этого праздника /программа/ должны быть изменены. Нужно придать елке значение зимнего праздника, а потому зимний семестр должен отказаться в организации его. Литературные, вокально-инструментальные №№ программы дадут прекрасный материал для изучения зимней природы и жизни, а декорация елки /украшения и игрушки/ будут служить иллюстрацией. Все, что символизировано культом должно быть заменено другой символикой времени года. Елка, как зимний праздник дает много материала для самодеятельности, творчества детей как в области формы так и содержания, например, приготовление игрушек, украшений, декорация школы, импровизаций, сочинения и т.д. Вмешательство взрослых в организацию этого праздника в высшей степени нежелательно, ни в виде особой помощи, ни в виде публики, присутствующей на празднике. Если дети устраивают себе праздники или развлечение, взрослым не следует им мешать, обращать их в зрелище.
«ЗИМА» – вот благодарная тема для организации елки и совершенно нет надобности прибегать к какой-нибудь искусственности в смысле его организации, нет необходимости прибегать к каким-нибудь средствам, чтобы детский зимний праздник превращать в суррогат – праздник. Для детей младшего возраста /первая и вторая группа/ зима является фантастической чародейкой, мороз – дедкой морозом, и лес, зимний лес со своими спящими и бодрствующими обитателями и красивые ели и сосны убаюкиваемые песнями зимней вьюги. Для детей старших групп школы реальная зимняя природа и жизнь дает богатейший материал для изучения, как через научные источники, как и в художественно-поэтических образах. Для младших групп организации этого желательны в интимной обстановке /своей школы, детского клуба/. Мы должны вести детей к углублению сосредоточенности. Все, что ребенок получает на этом празднике пусть он переживет, перечувствует в среде себе равных, в среде знакомой, а не в толпе. Старшие группы школы могут объединяться для организации елки. Елка не зрелище, не обывательское развлечение, связанное с церковными праздниками, а воспитательное средство, а потому как Рождественская елка праздник перестает существовать в детской жизни, а потому организация его по традиции не мыслима в виде большого количества людей и взрослых, с раздачей гостинцев и подарков, пением мистических песен и чтением таких же стихотворений и украшением ее Рождественской Звездой, ангелами и т.д.
Елка как праздник времени года, дает так много материала, что использовать его в час-два нельзя, а потому елке школа должна посвятить может быть несколько дней может неделю, чтобы проработать тот богатейший материал, который дает тема положенная и в основу этого праздника, например: ледяные горы, каток, игры в снежные бабы и экскурсии на лыжах. Отрешение от традиций, смелая и красивая инициатива дает вместо праздника культа – праздник природы и вместо миротворчества – организацию.
Подлинный подписали:
Зав. Губ. Школьного п/о подпись
(заведующий губернского школьного подотдела)
За начканц. подпись
(начальника канцелярии)
ОСНОВАНИЕ: Ф. Р-61. Оп.1. Д.10. Л.23.
Свежие публикации данной категории
14 ноября Памяти краеведа и педагога
12 ноября Ирбит автомобильный?
22 октября МЫ НИЗКО КЛАНЯЕМСЯ ВАМ...
9 сентября До встречи на Ирбитской ярмарке - 2025!
3 сентября "Детские дома как форма борьбы с беспризорностью в городе Ирбите в первые годы Советской власти"
29 августа Наследие семьи Пахомовых
26 августа Чтим и помним!
4 июля Легендарный Маршал в жизни старинного города
2 июля Последняя война империи