Государственное казенное учреждение Свердловской области
Свердловская область, г. Ирбит, ул. Камышловская, д. 16
Телефон для справок: +7 (34355) 6-35-66

Об организации елки

7 октября 2011

Статьи и тексты выступлений

АРХИВАРИУС

 

После революции 1917 года перед советским правительством встала проблема не только политического, но и идеологического воспитания. Прежде всего это касалось подрастающего поколения. Религиозные праздники хоть и не были запрещены, но в жизнь активно проводились праздники новые – революционные. Однако одни из самых почитаемых и любимых праздников как взрослых, так и детей – Рождество и Новый год ни отменить, ни запретить было невозможно.

 

Разработано и распространено подотделом соцвос (социального воспитания) Ирбитского отдела народного просвещения в декабре 1921 года.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕЛКИ

 

С выселением религиозного культа из стен школы в силу известной последовательности необходимо порвать школе связь с праздниками религиозно-окрашенными. Для сознательного элемента общества традиционные праздники давно являются пережитками, а в жизни детей они никогда не играли роли, тем легче порвать связь с ними. Правда в жизни детей имел значение один праздник культа – Рождество. С этим праздником была связана «Рождественская елка». Поэтичный праздник «елки» удалить из жизни детей невозможно, но порвать сеть этого детского праздника с культом необходимо. Поэтому организация елки как детского праздника желательна, но никоим образом не должен совпадать с праздником церковного Рождества, а потому все, начиная с внешности елки /ее убранства игрушками/, кончая содержанием этого праздника /программа/ должны быть изменены. Нужно придать елке значение зимнего праздника, а потому зимний семестр должен отказаться в организации его. Литературные, вокально-инструментальные №№ программы дадут прекрасный материал для изучения зимней природы и жизни, а декорация елки /украшения и игрушки/ будут служить иллюстрацией. Все, что символизировано культом должно быть заменено другой символикой времени года. Елка, как зимний праздник дает много материала для самодеятельности, творчества детей как в области формы так и содержания, например, приготовление игрушек, украшений, декорация школы, импровизаций, сочинения и т.д. Вмешательство взрослых в организацию этого праздника в высшей степени нежелательно, ни в виде особой помощи, ни в виде публики, присутствующей на празднике. Если дети устраивают себе праздники или развлечение, взрослым не следует им мешать, обращать их в зрелище.

 

«ЗИМА» – вот благодарная тема для организации елки и совершенно нет надобности прибегать к какой-нибудь искусственности в смысле его организации, нет необходимости прибегать к каким-нибудь средствам, чтобы детский зимний праздник превращать в суррогат – праздник. Для детей младшего возраста /первая и вторая группа/ зима является фантастической чародейкой, мороз – дедкой морозом, и лес, зимний лес со своими спящими и бодрствующими обитателями и красивые ели и сосны убаюкиваемые песнями зимней вьюги. Для детей старших групп школы реальная зимняя природа и жизнь дает богатейший материал для изучения, как через научные источники, как и в художественно-поэтических образах. Для младших групп организации этого желательны в интимной обстановке /своей школы, детского клуба/. Мы должны вести детей к углублению сосредоточенности. Все, что ребенок получает на этом празднике пусть он переживет, перечувствует в среде себе равных, в среде знакомой, а не в толпе. Старшие группы школы могут объединяться для организации елки. Елка не зрелище, не обывательское развлечение, связанное с церковными праздниками, а воспитательное средство, а потому как Рождественская елка праздник перестает существовать в детской жизни, а потому организация его по традиции не мыслима в виде большого количества людей и взрослых, с раздачей гостинцев и подарков, пением мистических песен и чтением таких же стихотворений и украшением ее Рождественской Звездой, ангелами и т.д.

 

Елка как праздник времени года, дает так много материала, что использовать его в час-два нельзя, а потому елке школа должна посвятить может быть несколько дней может неделю, чтобы проработать тот богатейший материал, который дает тема положенная и в основу этого праздника, например: ледяные горы, каток, игры в снежные бабы и экскурсии на лыжах. Отрешение от традиций, смелая и красивая инициатива дает вместо праздника культа – праздник природы и вместо миротворчества – организацию.

 

Подлинный подписали:

Зав. Губ. Школьного п/о подпись

(заведующий губернского школьного подотдела)

За начканц. подпись

(начальника канцелярии)

 

ОСНОВАНИЕ: Ф. Р-61. Оп.1. Д.10. Л.23.


На сайте госархив-ирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы
Обращения граждан